5 причин, почему разные люди оценивают звучание наушников по-разному

почему разные люди оценивают звучание наушников по-разному

Из многочисленных аудио устройств, с которыми я имел дело, проблемы возникали лишь только с наушниками. Панельные тесты, которые я проводил для компании Sound & Vision, и которые я провожу для The Wirecutter, выявляют большие различия в восприятии звучания различными людьми.

Разных мнений настолько много, что в них попросту невозможно разобраться. И это видно по многочисленным комментариям. Даже если не брать во внимание тех, кто откровенно «тролит», то все равно ясно, что звучание наушников не является одинаковых для всех.

И этому феномену есть несколько научных объяснений. Я уже писал об этом в первой части статьи о наушниках, но она к сожалению, была утеряна. Поэтому я опишу все заново в данном материале.

Уши у каждого разные

  1. Причина: — слуховые каналы у каждого человека имеют ряд индивидуальных отличий

Агент по продажам фирмы G.R.A.S. Sound and Vibration Жакоб Соендергард подробно рассказал мне, и даже показал при помощи одного занятного файла, процесс разработки стимуляторов слуха.

Как заявил С.К. Далсгард ученый, который занимается разработкой стимуляторов слуха:

«Мы моделируем слух человека с большими неточностями».

Он уточнил, что даже мельчайшая особенность слухового канала (форма, количество складок, соотношение сторон канала и тд) сильно влияет на то, как именно человек слышит окружающий мир. Особенно значительно это сказывается на восприятии высоких частот с короткими волнами.
Сравнение показаний полученных внутри ушных каналов 11 испытуемых
График выше представляет собой упрощенную схему того, что продемонстрировал мне Жакоб Соендергард. На этом графике видны показания, которые были получены внутри ушных каналов 11 испытуемых. Эти данные сравниваются с показаниями прибора для проверки слуховых аппаратов.

Для каждой частоты имеется своя амплитудно-частотная характеристика устройства, обозначенная сплошной линией. Средние значения звукового давления у 11 тестовых объектов — это круг, а амплитуда воздействия представляет собой символ, который выглядит как «Н» положенная на бок.

На этом графике можно легко увидеть, что на частоте 1 кГц данные «живого и электронного уха» практически не отличаются. На частоте 2 кГц различия становятся весьма ощутимыми. А при частоте около 10 кГц разница очень большая. Она составляет примерно +\- 4 децибела. Можно справедливо отметить, что разницы в +\- 2 дБ при одновременном понижении баса на 2 дБ и повышении высоких частот на 2 дБ, хватит, чтобы оказать ощутимое влияние на тональный баланс любых наушников.

Мы вместе с Соендергардом поняли, что у каждого человека слух разный, потому что барабанная перепонка — это устройство похожее на микрофон в слуховом аппарате. И если переместить барабанную перепонку хотя бы на 1 мм на частоте 10 — 20 кГц, то исследование покажет совершенно другие результаты.

Получается, что различия в строении ушного канала, совместно с разной формой ушей влияют на восприятия звука высокой частоты. Даже небольшое различие может сделать звучание наушников слишком громким или же наоборот довольно глухим.

И это все я испытал на себе. Примерно год назад один композитор сказал мне, что у меня неплохие внутриканальные наушники. Эти наушники звучали очень тихо и приглушенно, и большинство их испытателей с этим соглашались. Но когда я провел все необходимые измерения, то я обнаружил отличия в 3 кГц.

В прошлом мы имели одинаковое мнение на счет накладных и полноразмерных устройств. Но вот его мнение насчет внутриканальных наушников существенно отличалось от моего. Как потом оказалось, форма его ушного канала была весьма необычной.

Разница в ощущении пространства

  1. Причина: Передаточная функция нашего мозга работает по-разному

Передаточная функция позволяет воспринимать звук в 3 измерениях. Для этого учитываются различия во времени за которое звук доходит до каждого уха, разница в громкости для каждого уха, и отличия в амплитудно-частотной характеристике, которые вызваны акустическим эффектом головы, плеч и ушных раковин, когда звук поступает с различных сторон. Ваш мозг быстро анализирует все эти сигналы, чтобы сообщить, где находится источник звука.

Если вы используете наушники, то влияние акустических эффектов вашего тела полностью исключается. А значит, звук воспринимается иначе, нежели при прослушивании музыки с помощью колонок или вживую.

Передаточную функцию отключить нельзя. Поэтому даже когда вы слушаете наушники, то мозг определяет источник звука. И в ходе этого процесса оказывается, что музыка звучит непосредственно в вашей голове.

Когда я посетил Virtual Listening Systems в 1997 году, то я понял, что передаточная функция мозга у всех работает по-разному. Для создания процессора для наушников под названием Sennheiser Lucas компания VLS изучила особенности восприятия звука более чем 100 человек. Для этого людей разместили в звукоизоляционной комнате, оснастив их ушные каналы миниатюрными микрофонами. А небольшой динамик, находящийся на роботизированной руке, воспроизводил М-последовательность полученных звуков.

В результате чего, динамик перемещался в одно из 100 положений, расположенных под различными углами. Каждое такое перемещение сопровождалось сигналом. И микрофоны внутри ушей испытателей отчетливо слышали, как тело человека реагирует на восприятие звука.

Я также прошел этот VLS-тест. После этого мои данные загрузили в процессор, который измеряет сигнал, превращая его в нечто похожее на передаточную функцию мозга. Результат превзошел все ожидания. Я никогда не слышал, чтобы хотя бы одни наушники воспроизводили нечто подобное. Мне казалось, что вокалист, исполняющий мелодию, находится прямо напротив меня. На такое не были способны даже наушники от Dolby.

В итоге VLS сняли показатели с различных людей и создали процессор Lucas с 16 различными переустановками. И каждая из них повторяла передаточную функцию, но между ними довольно сложно сделать выбор. При тестировании этого устройства я нашел 4-5 настроек, которые (для меня) звучали явно лучше, чем остальные. Но эти настройки не были столь идеальны, как звучание, подобранное специально для меня.

Поэтому, большинство наушников работают по средней передаточной функции. И если вам повезет, то вы подберете наушники, звук которых будет близок к вашей передаточной функции. В противном случае, звук будет для вас слишком громким или слишком слабым.

Каждый из нас имеет свою собственную передаточную функцию, и у каждого есть свою функция компенсации, напоминающая собой эквалайзер. Если на кривую компенсации наложить показатели вашего тела, то получится тот звук, который вы слышите каждый день. Если при помощи наушников параметры тела будут устранены, то мозг будет руководствоваться только кривой компенсации.

А так как каждая такая кривая полностью индивидуальна, то эффект от одних наушников у всех людей разный.

Без изоляции нет баса

  1. Причина: Звук меняется из-за формы наушников

Форма данных аудио устройств существенно влияет на звучание музыки. Звук может зависеть от того как амбушюры полноразмерных наушников охватывают ваши уши, как накладные наушники сидят на ушной раковине, или как располагается внутриканальный вкладыш в ухе. Ели наушники имеют хорошую звукоизоляцию, то весь воспроизводимый бас попадет к вам в уши. Но если такая изоляция плохая, то бас будет не ярко выраженным и музыка станет более высокочастотной.

Чтобы выбрать идеальные наушники необходимо учитывать особенности строения своего тела. Если вы хотите воспользоваться внутриканальными устройствами, но ни один из видов наконечников вам не подходит по размеру, то вы не сможете добиться хорошего звучания.

Это является проблемой для меня. Ведь у меня размер ушных каналов слишком большой. Поэтому меня очень выручают наушники, вместе с которыми продаются несколько различных видов наконечников. Но если вам не подходят ни одни внутриканальные устройства, то вы можете воспользоваться накладками из вспененного материала от Comply.

Посадка накладных и полноразмерных наушников также может быть разной. Особенно это касается последних. Ведь Чтобы добиться хорошей изоляции звука необходимо учесть много факторов, например, длинные волосы, серьги в ушах или очки. Если амбушюры будут неплотно прилегать к голове, то значительная часть баса обязательно пропадет.

Полноразмерные и накладные наушники могут лучше подходить для многих людей, нежели внутриканальные. При этом полноразмерными считаются, как устройства, захватывающие чуть ли не половину щеки, так и экземпляры едва закрывающие уши.

В некоторых случаях, плохая шумоизоляция может улучшить звучание наушников. Ведь из-за потери баса звук становится более ровным. А это нравится многим людям.

Причины, независящие от наушников

  1. Причина: Личные вкусы

Вкусы у всех разные, и это влияет на выбор наушников. Например, человек, предпочитающий басс, не согласится пользоваться устройством, где будут доминировать высокие частоты.

У многих людей слишком экстремальные музыкальные предпочтения. Есть целая категория меломанов, которые желают, чтобы их музыка состояла практически из одного баса. Но эти и другие экстремалы серьезно ошибаются насчет того, каким должен быть идеальный звук в общепринятом смысле.

  1. Причина: У каждого свои слуховые особенности

Слуховые возможности человека меняются с течением жизни.

Если вы часто имеете дело с громкими звуками в повседневной жизни, то чувствительность к высоким частотам у вас будет сильно занижена.

С возрастом также притупляется слух. Причем у мужчин это происходит быстрее, чем у женщин. При этом мужчины более устойчивы к воздействию громких звуков.

Идеальные наушники. Как их создать?

Остается добавить, что для создания идеальных наушников необходимо проводить масштабные исследования с большим количеством испытуемых. Этот процесс стоит достаточно дорого, и мало кто желает этим заниматься.

Я проводил подобную работу в Sound & Vision. Но теперь этим я не занимаюсь.

Поэтому вам не стоит полагаться на чужое мнение о наушниках, до тех пор пока вы их не проверите самостоятельно. Ведь на сегодняшний день универсальных аудио устройств просто не существует.

А я буду и далее писать свои обзоры, дополняя их лабораторными измерениями. Надеюсь, что это поможет вам определиться с выбором наушников.

 
Комментарии
Ольга

Спасибо большое за статью. Я так и предполагала, что нет идеальных наушников и восприятие звука у разных людей разная. То, что подходит одному, другому не подойдет. Все нужно слушать своими ушами и выбирать.

Андрей

К большому сожалению, в магазинах невозможно послушать наушники — они продаются сразу в коробке. Тем более эта проблема есть при покупке через Интернет. Так что единственный вариант — как-то пытаться анализировать отзывы. Сколько раз уже было что покупал и выкидывал наушники. Мне кажется, нужно всегда придерживаться той фирмы, наушники которой тебе понравились до этого.

Артем

Андрей, прочитайте вот эту статью http://oborot.ru/article/610/18 про возврат товара в интернет-магазины. Если кратко, то вы имеете право вернуть любой товар(кроме индивидуального пошива) в течении 7ми дней. То бишь, купили уши в инете, послушали, не понравились — вернули.