Прогрев наушников: миф или необходимость?

Многих современных аудиофилов интересует, нужно ли прогревать наушники перед использованием. Ведь некоторые опытные пользователи рекомендуют делать такую процедуру регулярно. Для того, чтобы определить ее необходимость, стоит узнать, что говорят по этому поводу опытные инженеры.

Прогрев наушников
Многие ценители музыки уверены, что использовать наушники можно только после их полноценного «прогрева». Меломаны также утверждают, что качественное звучание появляется исключительно после длительной работы наушников. Если ознакомиться информацией, которая расположена на форумах любителей качественного звука, можно увидеть массу преимуществ использования прогретых устройств. По мнению пользователей хороший прогрев обеспечит разработку мембраны, а также постепенное привыкание механизма к определенному ритму работы.

Пользователи, настроенные скептически, желают точно узнать, есть ли на самом деле польза от прогревания или нет. На самом деле и один, и второй вариант являются верными с технической точки зрения.

Естественно, особенного «размягчения» мембраны наушников в процессе их прогрева не происходит. Кроме того, ни в одной инструкции по использованию техники нет рекомендаций по «прогреву» наушников. Тогда откуда пошла мода «прогревать» наушники? Оказывается, существуют некоторые причины, которые заставляют задуматься современных меломанов.

Пожалуй, наиболее весомым аргументом в пользу прогрева устройства является личный опыт пользователя. Как правило, в таких случаях владелец наушников говорит, что звук в «обкатанных» устройствах куда лучше, чем в не прогретых. Такой эффект может возникать по следующим причинам:

  • индивидуальные психоакустические факторы пользователя;
  • личная субъективная оценка и особенности слуховых органов;
  • различная конструкция наушников одной и той же модели, выпущенной в разные годы.

Особенности собственного уха: кто что слышит

Как слышит человек
Как известно, каждый человек имеет различный звуковой порог восприятия. Соответственно, любые ощущения от прослушивания музыки являются субъективными. Когда пользователь высказывает личное мнение об определенном устройстве, он руководствуется личным мнением о том, какой звук является хорошим, качественным, а какой — нет. Критерии качества также существенно различаются.

Опытные продавцы техники сталкиваются с тем, что одним покупателям по душе больше приходится сбалансированный звук, вторым хочется как можно больше нижних частот. Такие вкусовые расхождения возникают из — за различного слухового восприятия. Специалистами доказано, что слуховой диапазон частот начинает сужаться у всех людей старше 25 лет. Именно по этой причине многим людям сложно расслышать звук выше 17,5 кГц. Что касается 20 кГц, этот диапазон могут хорошо расслышать 16-17- летние меломаны.

Помимо этого, чувствительность человеческого уха начинает постепенно снижаться в случае приближения к пороговому значению. Поэтому, при прослушивании звук на очень высоких или низких частотах кажется пользователю намного тише. Некоторым меломанам наверняка знакомы случаи, когда в некоторых произведениях в специально отведенной паузе появляется очень низкий бас и он кажется на порядок тише. Кроме того, некоторые любители качественного звука, для того, чтобы определить новые особенности знакомой композиции, специально прослушивают ее на других наушниках.

Естественно, на другой аппаратуре удается отчетливо расслышать звуки, которые до этого были незаметны. В таком случае секрет появления нового звучания является весьма простым. Дело в том, что новое устройство может иметь АЧХ с поднятой кривой на тех участках, которые совпадают с пределом слышимых частот.

Эти особенности нередко приводят к двоякой ситуации. Ведь один человек в восторге от звучания, второй — называет звук неестественным. Поэтому, происходит непонимание между любителями музыки. Несмотря на то, что каждый пользователь прав по — своему.

Что касается предела слышимости, он также может различаться у каждого человека. Для некоторых слушателей 18 кГц является началом области высоких частот. Человек с более острым слухом считает таковыми 15 кГц. В случае описания одного и того же музыкального произведения два слушателя вряд ли придут к одному выводу. Несмотря на вышеприведенные факты, многие меломаны предпочитают «прогревать» наушники как можно дольше. Ведь, по их мнению, деформирующаяся мембрана, создающая звук, со временем должна изменить свои свойства и стать более гибкой.

Если рассматривать такой вариант с точки зрения физики, все верно. Однако оценка масштаба такого явления очень завышена. Ведь нет таких пользователей техники, которые занимаются «прогревом» микрофонов. Если следовать по тому же принципу, что и в случае с наушниками, такой метод должен работать. Однако он не находит поддержки у специалистов.

Конструктивные особенности

Новые наушники
Многие внимательные слушатели приобретают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше.

При этом пользователи утверждают, что звучание существенно отличается. Неужели причина такой особенности заключается в качественном «прогреве» старого устройства?

В таком случае ярким примером являются наушники Porta Pro от известного производителя KOSS. Меломаны знают, что их выпускают с 80-х годов прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в чашках этой модели присутствуют новые динамики, а не такие же, которые устанавливались 30 лет назад. За эти годы производители совершенствовали линию производства, процесс сборки стал полностью автоматизированным, а качество — высоким. Помимо этого, производитель заменил материалы, которые используются для создания корпуса и самой «начинки».

Большинство пользователей, приобретая новый товар, выбрасывают бумажную документацию, считая ее ненужной. Более того, в примечания и различные сноски мало кто вчитывается. Если же внимательно ознакомиться с каталогом продукции, можно заметить, что производитель имеет полное право изменять внешний вид изготавливаемой продукции, а также комплектацию, технические характеристики наушников. Такой подход можно назвать юридической уловкой, которая позволяет откреститься от брака и оправдать продажу некачественного товара.

Конечно же, солидный производитель, такой, как KOSS, позаботится о выпуске устройств с неизменными характеристиками. Коэффициент гармонического искажения в следующей партии наушников в обязательном порядке будет соответствовать показателям, указанным на коробке. Естественно, по звучанию наушники, выпущенные 20 лет назад и сегодня, существенно различаются. Однако некоторые пользователи списывают различия на то, что новая модель недостаточно «прогрета». После этого меломан привыкнет к звучанию и будет утверждать, что уникальный процесс «прогрева» дает свои плоды.

Вышеописанные особенности техники относятся к известным и востребованным моделям. Практика свидетельствует о том, что даже в самых дорогостоящих наушниках начинка регулярно изменяется. Что касается различий между закрепленными драйверами, их можно заметить даже невооруженным глазом. Как правило, те модели, с которыми работают известные немецкие производители, имеют открытую конструкцию, их динамики хорошо просматриваются.

Более внимательные меломаны уже увидели, что их дополняет новый материал особенного цвета. Такой маркетинговый ход, к которому прибегают современные производители, позволяет привлекать все большее число покупателей. Параметры динамиков остались такими же, как и в старых моделях. Однако незначительные изменения в конструкции наушниках способствовали тому, что звук в обновленной и старой версии является различным.

Нужно греть наушники или нет — что скажут производители

Наушники
Меломаны, сомневающиеся в пользе «прогрева» наушников, с большим интересом желают узнать мнение самого производителя. И это верно, поскольку только он может дать четкий ответ. Проведя анализ ответов представителей различных компаний относительно «прогрева» наушников, становится понятно, что мнение в таком случае расходится.

Теория о прогреве наушников выгодны тем производителям, которые выпускают портативные устройства. Другими словами, качество звука в таком случае может быть улучшено после хорошего «прогрева» устройств.

Нужно сказать, что громкие заявления, касающиеся «прогрева» наушников, большинство известных производителей делать не стремятся. Ведь каждый специалист понимает, что если бы эффект от такого подхода был высоким, существовали бы определенные технические стандарты, на которые приходилось бы ссылаться. Однако таких спецификаций не существует. Если производитель и поддерживает теорию «прогрева» наушников, то не напрямую, а завуалированно.

Мнение известных специалистов

Инженерный подход
Главный дизайнер компании Beyerdynamic — Гюнтер Вейдман принимал участие в разработке уникальной линейки наушников Tesla, которые на сегодняшний день известны каждому меломану. На одной из презентаций специалисты был задан вопрос относительно продолжительности прогрева наушников.

На что Вейдман ответил: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева». Что касается известного и всеми любимого производителя наушников Grado Labs, он открыто говорит о надобности прогрева устройств. Однако специалист не рекомендует проводить слишком долгий «прогрев».

Наш соотечественник, инженер Юрий Шульман работает в известной компании Shure на протяжении многих лет. Специалист утверждает, что необходимость прогрева является мифом, а не важной необходимостью. Шульман уверен, что качество звучания зависит от восприятия слушателя. Многочисленные исследования, которые проводил сам инженер говорят о том, что наушники Shure звучат одинаково на протяжении всего периода.

Мнение ведущих специалистов компании MEElectronics

На современном рынке MEElectronics можно считать новичком в области производства этих устройств. На проводимых конференциях посетители задают всевозможные вопросы о правильном использовании устройств.

Естественно, специалистам не удалось избежать вопроса, касающегося предварительного прогрева устройств перед прослушиванием.

Производители заявили о том, что прогревание не относится к числу необходимых процедур. Наушники MEElectronics и без этого отличаются высококачественным звучанием. Однако многие пользователи сообщали об улучшении звука после прогрева. Если пользователь решил приступить к такому процессу, важно помнить о том, что продолжительность прогрева должна составлять 50 часов.

Научный подход

Научный подход
Как правило, в спорах о качестве звучания принимают участие люди с самыми различными вкусовыми предпочтениями. Среди них встречаются не только специалисты, имеющие техническое образование, но и обычные зеваки, любители обсуждения интереснейших тем. К числу таких меломанов относится и Тайл Хертсенс.

Это главный редактор известнейшего сайта InnerFidelity. Он очень любит качественный звук. Новинки, инновационные технологии и необычные споры — любимый конек Тайла. Журналист решил подойти к проблеме «прогрева» наушников с максимальной серьезностью. Он не захотел доверять собственным ушам, пытаясь распознать разницу. Хертсенс подошел к вопросу намного серьезнее — с научной точки зрения.

Он стал измерять показатели звука до и после прослушивания. На протяжении всего эксперимента Тайлу приходилось неоднократно менять собственное мнение по поводу целесообразности «прогрева». Замеры показали незначительные изменения параметров наушников. После этого Хертсенс решил провести «слепой» тест, в ходе которого он моментально отличил новую модель от «прогретых» наушников. Примечательно, что «слепое» исследование оставило еще больше вопросов. Ведь звук разных экземпляров наушников одной модели может существенно разниться.

Мнение Sennheiser

На вопрос одного из меломанов о надобности «прогрева» наушников представитель компании Sennheiser ответил, что наушники, как и громкоговоритель, используется в штатном режиме после прогрева устройства. Что касается эффекта, прогрев позволяет ослабить окружение. Диафрагма благодаря такому подходу начинает двигаться более легко. Естественно, модель, только что сошедшая с конвейера, имеет более жесткую диафрагму.

Меломан также поинтересовался, насколько процесс прогрева является постоянным и уходит ли уже достигнутый эффект после того, как наушники находились какое — то время в состоянии покоя. На такой вопрос работники Sennheiser ответили, что процесс прогрева смягчает «начинку» устройства. Однако информацией о времени сохранения эффекта они не располагают. Исходя из ответа, можно сделать вывод, что Sennheiser в роде бы признает эффект прогрева устройств. Однако представители Sennheiser утверждают, что наушники этой марки замечательно воспроизводят музыку и без подготовки. «Прогрев» устройства — личное дело каждого владельца техники.

Восприятие звука мозгом

Прогрев мозга
Когда речь заходит о восприятии звука, нельзя забывать о таком понятии, как психоакустика. Многие люди по необъяснимым причинам игнорируют это явление, незаслуженно называя его надуманным. Оказывается, воспринимаемый звук зависит не только от особенностей слухового аппарата человека. Помимо этого, на конечный результат оказывает воздействие и множество других условий. Специалистами доказано, что если человек, пребывая в отличном настроении, приобретает долгожданную пару качественных наушников, слух обостряется. Вероятно, виной этому является огромное желание услышать новые детали в той или другой музыкальной композиции.

Совместная работа органов была доказана учеными очень давно. В конце 19 века в Москве был продемонстрирован интереснейший опыт известным физиком и физиологом Лазаревым. Для проведения эксперимента специалистом было подготовлено темное помещение с большим экраном, расположенным на стене. Лазарев сначала включил зуммер, благодаря которому создавался ровный сигнал. Все присутствующие должны были хорошо прислушаться к этому звуку. После этого он открывал и закрывал шторку на проекционной камере. плавно направляя ее на экран. Благодаря его действиям находящиеся в помещении видели яркие вспышки света.

После окончания исследования ученый попросил присутствующих описать увиденное. Они единогласно заявили о том, что звук становился громче при ярких вспышках. Таким образом, Лазарев доказал взаимодействующую работу органов чувств человека. Учеными была продлена эта логическая цепочка. Они предположили, что на результаты оценки звучания может оказывать воздействие форма наушников, их цвет, модель, настроение человека и так далее.

Подводя итог, можно быть уверенным только в одном немаловажном факторе. Со временем звук наушников претерпевает изменения. Однако они являются совсем незначительными. В некоторых случаях разница является настолько маленькой, что ее невозможно заметить даже при специализированном измерении. Что касается «прогрева» оборудования, он не способен повысить качество устройства. Все, чего добиться с его помощью — обеспечить естественное выравнивание и стабилизацию параметров устройства. В большинстве случаев изменение звука, исходящего из наушников — это отклонение. Однако они вписываются в область допустимой погрешности параметров такого устройства.

 
Комментарии

на счет прогрева не скажу, но! после раскачки у наушников появляется глубина звука. у новых звук уж очень «плоский» и не выразительный.

Могу сказать с абсолютной уверенностью:
1) Необходимости в прогреве наушников, в большинстве случаев, нет! Звук меняется — факт, но чтобы эти нюансы услышать нужен очень хороший слух и аппаратура очень высокого класса. Да и наушники из топовых, чтобы они раскрывали потенциал аппаратуры. Если у вас простая аппаратура (я не говорю про всякие айподы и прочий шлак), то не услышать Вам результатов прогрева.
2) Аппаратуру полупроводниковую может и не надо прогревать. А вот ламповую — обязательно. Особенно это касается новоустановленных винтажных ламп, т.к. «дожечь» газ в них надо.

А так — да, психоакустика — основной фактор.

Александр

Для качественных наушников(с неодимовыми магнитами, со встроенной электроникой) прогрев можно сделать совершенно случайно. Просто достаточно слушать музыку. Смысл весь в том, что железо приходит равномерно в рабочее состояние после заводской сборки. Если не ошибаюсь, что заметность такого эффекта(плавного увеличения качества звука при частом использование) показывает на качественную сборку. Остальное будет зависеть от качества самой записи: Год записи и обработка, сжатие(лучше всего сжатие без потерь либо 320 кбит/сек для mp3), техническое состояния контактов(из-за этого появляются помехи). И только частично от психологических особенностей и предпочтений.
Я так случайно сделал со своими беспроводными SWIPE Headset SBH-200. Звук стал реально лучше уже через несколько недель частого использования(по 3-4 ч/день). А дальше качество звука осталось на таком же уровне. Зависимость можно построить наподобие плавного увеличения тока в цепи при её замыкание.